Перейти к содержанию

События

Подавляющее большинство функционала Node.js применяет асинхронную событийную архитектуру, которая использует специальные объекты - эмиттеры для генерации различных событий, которые обрабатываются специальными функциями - обработчиками или слушателями событий. Все объекты, которые генерируют события, представляют экземпляры класса EventEmitter.

С помощью функции eventEmitter.on() к определенному событию по имени цепляется функция обработчика. Причем для одного события можно указать множество обработчиков. Когда объект EventEmitter генерирует событие, происходит выполнение всех этих обработчиков.

Рассмотрим применение объекта EventEmitter и событий. Для этого определим следующий файл app.js:

const Emitter = require('events')
let emitter = new Emitter()
let eventName = 'greet'
emitter.on(eventName, function () {
  console.log('Hello all!')
})

emitter.on(eventName, function () {
  console.log('Привет!')
})

emitter.emit(eventName)

Весь необходимый функционал сосредоточен в модуле events, который необходимо подключить. С помощью функции on() связываем событие, которое передается в качестве первого параметра, с некоторой функцией, которая передается в качестве второго параметра. В данном случае событие называется greet.

Для генерации события и вызова связанных с ним обработчиков выполняется функция emitter.emit(), в которое передается название события.

И при запуске приложения будут вызваны все обработчики:

2.21.png

Передача параметров событию

При вызове события в качестве второго параметра в функцию emit можно передавать некоторый объект, который передается в функцию обработчика события:

const Emitter = require('events')
let emitter = new Emitter()
let eventName = 'greet'
emitter.on(eventName, function (data) {
  console.log(data)
})

emitter.emit(eventName, 'Привет пир!')

Наследование от EventEmitter

В приложении мы можем оперировать сложными объектами, для которых также можно определять события, но для этого их надо связать с объектом EventEmitter. Например:

const util = require('util')
const EventEmitter = require('events')

function User() {}
util.inherits(User, EventEmitter)

let eventName = 'greet'
User.prototype.sayHi = function (data) {
  this.emit(eventName, data)
}
let user = new User()
// добавляем к объекту user обработку события "greet"
user.on(eventName, function (data) {
  console.log(data)
})

user.sayHi('Мне нужна твоя одежда...')

Здесь определена функция конструктора User, которая представляет пользователя. Для прототипа User определяется метод sayHi, в котором генерируется событие greet.

Но чтобы связать объект User с EventEmitter, надо вызвать функцию util.inherits(User, EventEmitter);. Она позволяет унаследовать классу User функционал от EventEmitter. Благодаря этому мы можем через метод on() добавить к событию объекта user какой-нибудь обработчик, который будет вызван при выполнении метода user.sayHi().

2.22.png

С помощью возможностей ES6 мы можем упростить выше пример:

const EventEmitter = require('events')

let eventName = 'greet'

class User extends EventEmitter {
  sayHi(data) {
    this.emit(eventName, data)
  }
}

let user = new User()
// добавляем к объекту user обработку события "greet"
user.on(eventName, function (data) {
  console.log(data)
})

user.sayHi('Мне нужна твоя одежда...')

Результат будет тот же, но теперь не нужно использовать функцию util.inherits.

Комментарии